Как правильно подавать записки в храме

Подача записок в свечную (церковную) лавку является одним из частых действий, совершаемых верующими прихожанами по приходу на службу. Но до конца ли мы понимаем смысл этого действия, и какие существуют правила и ограничения, в связи с этим?

Подача имён в записках означает общецерковную молитву за этих людей. Но не надо думать, что «вот, я подам записку и пусть батюшки молятся». Основная молитва, несомненно, должна исходить от человека, который инициировал эту запись. Если человек сам не молится искренне за тех, имена кого он подал в записке, смысл всего действия теряется.

  • Мало того, давайте вспомним, что говорит Евангелие о подобном случае? Это отрывок об исцелении кровоточивой женщины, после её прикосновения к одеждам Христа: «И рече Иисус: кто есть коснувыйся Мне; Отметающымся же всем, рече Петр и иже с Ним: Наставниче, народи одержат Тя и гнетут, и глаголеши: кто есть коснувыйся Мне; Но Иисус сказал: прикоснулся ко Мне некто, ибо Я чувствовал силу, исшедшую из Меня» (Лк. 8: 45-46).
  • Обратим внимание, на упоминание силы, изошедшей от Господа, к чему сделано такое замечание? Это нам ясно, т.к. совершилось чудо исцеления, и вышла сила, но и нам, подающим записки необходимо точно усвоить, что если мы просим Бога о чуде, мы должны от себя отнять часть. «Исцели Господи, раба Твоего такого-то, я ради этого буду стараться меньше пустословить и осуждать ближних». Вот такая молитва угодна Богу. Вот в таком случае мы сможем ожидать явной пользы для наших дорогих и любимых. В противном случае мы написали имена и думаем, что трудиться ради наших близких будет кто угодно, но только не мы. Такой подход в корне неверен и даже вреден.

Иоанн Златоуст рекомендует приносить милостыню, одновременно с молитвой о другом человеке: «почти умершего милостынями и благотворениями, ибо милостыня служит к избавлению от вечных мук» (Иоанн Златоуст. «Беседа №42 на Евангелие от Иоанна»).        

Ещё один нюанс — это количество людей, подаваемых в записках. В записках указывать нужно только тех людей, за которых мы творим искреннюю сердечную молитву. Только тех людей, за которых мы готовы отдать в молитве кусочек своего сердца. Если мы заваливаем батюшек записками с именами нам малознакомых людей, это есть хула и обман. Зачем появляются надписи, подобные этой: «такой-то с семьёй, чадами, братией аще крещён»? Это безобразие, и давайте не допускать таких профанаций. Запомним: каждое имя в записке должно быть полито нашими слезами и никак иначе. В противном случае, если мы пишем малознакомых и малоизвестных нам людей – мы лжём!

Разумеется, каждый христианин желает добра и здравия всем людям на свете и ближним и дальним, но записки существуют не для этого.

Подаваемые записки есть разных видов, давайте поподробнее разберём этот вопрос.

«О Здравии» и «Об Упокоении». Эти записки подаются в алтарь и используются при совершении Проскомидии. В записках указываются только православные христиане, — некрещёные, представители других религий, самоубийцы, а также убеждённые атеисты, и богоборцы, даже будучи крещёными, в записках подавать нельзя («Практическое руководство по приходскому консультированию» / Прот. А. Зелененко и иер. К. Горбунов, И.И.Кузнецова, А.Г.Моисеева – М.: ЭйПиСиПаблишинг, 2017 стр. 59).

Сорокоуст является особым видом поминовения, оно сходно с подачей записок о здравии и об упокоении с той только разницей, что делается это сразу на 40 дней.

«Молебен о здравии» Тут мы можем подавать имя любого человека из числа живых. В данном случае мы общецерковно молимся не только о православных христианах, но и обо всех людях, желая им прийти к Истине и достигнуть богоугодной жизни, пусть даже они являются неверующими или не исповедующими Православие.

«Панихида» – или лития, если в более сокращённом виде. Тут также подаются только православные и только те, которые были в мире с Церковью. Это не отменяет нашей возможности творить свою частную домашнюю молитву о ком угодно. Вспомним хотя бы случай из жития Макария Египетского, который молился за мучающегося в аду языческого жреца («Житие преподобного отца нашего Макария Египетского» Святитель Дмитрий Ростовский).

Почему так и только так? Наша жизнь – это испытание и это свободное испытание. Если в течение жизни человек не захотел прийти к Творцу, то, значит это его свободный выбор. Если уж Господь, уважая свободу своего творения, позволяет при жизни людям творить что они хотят, то кто мы такие, чтобы эту богоданную свободу нарушать? Может человек не любил Бога и Церковь, а мы ему будем петь «со святыми упокой…» Как вы думаете, этому поминаемому будет приятно? Когда мы с вами, будучи православными, покинем этот мир, как вы считаете, хотелось бы нам, что б наши имена использовали в языческих обрядах? А в еретических? А в сатанинских?

Теперь давайте поговорим о внешнем виде подаваемых записок.

  • Записки заполняются разборчивыми крупными буквами, ведь их будут читать в алтаре, и люди не могут тратить много времени на расшифровку трудночитаемых имён.
  • Имена заполняются в родительном падеже, т.е. отвечающие на вопрос «О здравии кого?»
  • Указываются имена, данные при крещении, те, которые есть в церковном календаре. Если вы не уверены – лучше спросите у прихожан вашего прихода или работников храма. Иногда бывает, что в миру человек имеет другое имя, а в таинстве Крещения дано другое. В таком случае, пишется церковное имя. Если вы не знаете, нет возможности уточнить, то смело пишите то имя, которое знаете.
  • Если человек имеет духовное звание, оно сокращённо указывается перед именем (митрополит – митр., игумен – игум., иерей – иер. и т.д.)
  • Записки заполняются соответственно общепринятой православной иерархии: сначала лица в духовном сане соответственно своему статусу, затем мужчины, потом вдовы, потом женщины и дети.
  • Иногда, в редких случаях, если человек сильно болен, перед его именем пишется буква «б». Также, если срок смерти усопшего не превышает сорока дней, он считается новопреставленным и перед его именем пишут «н/п». Кроме случаев, указанных выше, перегружать дополнительными пометками текст записки не рекомендуется, т.к. для человека, читающего записку важно только имя.

Главное для нас не забывать, что «…знает Отец ваш, в чем вы имеете нужду, прежде вашего прошения у Него.» (Мф. 6:5). и переписывая (или печатая) много имён, мы не будем выглядеть более добродетельными в лице Бога. Лучше ограничиться небольшим списком самых дорогих и ценных для нас людей, чем заполнять огромные пачки записок неизвестными именами, тем более, что Церковь Христова и так уже молится о всех людях.