О крещенской воде

Epiphany_(XVIc)В праздник Богоявления, Крещения Господа Иисуса Христа, освящается вода, всё водное естество. Мы порой не задумываемся о значении воды в нашей жизни, потому что не испытываем недостатка в воде и воспринимаем её как нечто само собой существующее: мы дышим, мы видим, мы пьем воду.… Но вода — это самое удивительное вещество во Вселенной с физической, химической, биологической — какой угодно точки зрения. Она может существовать в твёрдом, жидком и газообразном состояниях — она может легко изменять свою структуру, но всё же это — вода.

Вода необходима для биологической жизни. Где нет воды, там нет и жизни. И учёные во всём мире, когда пытаются найти где-то жизнь во Вселенной, в первую очередь ищут следы воды. Если есть вода, значит, там может быть что-то живое, если нет воды, значит там бесполезно искать какую-либо биологическую жизнь. И действительно, Земля, наша прекрасная планета, во многом состоит из воды — её покрывают океаны, моря, реки и озёра. И мы, люди, и всё живое вообще, состоит на 80% из воды.

Когда Господь Бог сотворил весь мир, Он предназначил воду быть основой всего живого существования. И в Раю, действительно, были источники прекрасные, были необыкновенные растения, удивительные животные, плоды неизреченной красоты, цветы и т.д. Всё было в высочайшей степени прекрасно и Сам Господь-Творец сказал: «Добре зело». Но жизнь, как таковую, даёт Дух Святой. Без Бога нет никакой жизни, даже если будет много воды.

После согрешения наших прародителей Адама и Евы, смерть вошла в мир. И с тех пор люди, природа, да и вся тварь, стенает и мучается из-за того, что грех исказил всю природу. Есть очень много воды, которая не пригодна для жизни вообще. Есть даже губительная, «мёртвая» вода. Много есть всего злобного, вредного, агрессивного, того, что портит, мешает жизни людей, и вообще природе — всему живому. Но разве Бог виноват? Это всё — следствие греха. Это не Господь так всё устроил, это человек так всё исказил. Вследствие греха всё изменилось в худшую сторону, всё разрушается и подвергнуто тлению и смерти.

И вот Иисус Христос, проявив непостижимую для нас любовь, своим Божеством освящает всё это водное естество.

Вода изменяется. Она изменяется во всех отношениях — в физическом, химическом, биологическом плане. Святая крещенская вода — это не простая вода. Не обогащённая за счёт ионов серебра, ультрафиолета, магнита и так далее, как, например, рекламируемая сейчас питьевая вода, которую разливают в бутылки. Там пишут на этикетке: вода проходит семикратную, многоступенчатую очистку, является целебной. На самом деле — это, конечно же, бизнес, зарабатывание денег, чтобы люди платили больше. На самом деле вода там такая же, как и везде: более-менее чистая, бывает даже хуже, чем водопроводная. Святая вода — это другая ипостась воды, если можно так сказать. Это такая вода, которая была в Царствии Небесном. Святая крещенская вода является великой святыней, по-гречески «агиасма». Действуя, она начинает всё преображать в нас: и здоровье налаживает, и демонов отгоняет, и жизненную силу даёт — и вообще всё меняет. Даже одной капли достаточно, чтобы всё изменилось в нашей жизни. Именно такое у нас должно быть отношение к этой святой воде, к этой величайшей святыне.

К сожалению, до сих пор существуют «мистические» небылицы о крещенской воде. Например, вода крещенского сочельника «сильнее», чем освящённая в сам праздник. Если в семи храмах воду набрать и смешать вместе — получится вода «семиступенчатой очистки», «семикратной степени освящённости» и т.д. Много всего напридумывали… Нет, конечно же. Запомните самое главное: святая вода — это необыкновенное первоначальное вещество, которое существовало во Вселенной. Вода, испорченная человеческим грехопадением, преображена самим Господом, она вознесена опять в ту степень, в которой она была в первозданной чистоте. И мы, окропляясь, вкушая крещенскую воду, приобщаемся к тому, что было до грехопадения, к этой нетленной чистоте. И действительно, люди становятся лучше и очищаются, и преображаются, и добрее становятся, и зло отбегает. Это важнейшая святыня для нас. И храним мы её дома. Но хранить её нужно в особом месте — в святом углу, где находятся иконы и святыни в вашем доме. Чтобы не стояла она в холодильнике, под раковиной или где-нибудь в уголке, в шкафу, где какие-то открытки, книги, пластинки, видео и т.д. К святыне должно быть особое, благоговейное отношение, потому что это вещество, эта «агиасма» дана нам для поддержания сил, для очищения, для того, чтобы мы, «исполненные греха», изменялись, освящались, преображались.

2007 год