Сретение Господа нашего Иисуса Христа

sretenieВстреча святым праведным Симеоном, старцем, в Иерусалимском храме Святого Семейства, с Младенцем Спасителем Иисусом Христом. В Церкви этот праздник стоит в ряду двунадесятых или двенадцати великих праздников. Мы знаем, что этот праздник великий, но вот не только по знанию, а по нашей духовной жизни является ли этот праздник для нас действительно великим? В чём величие этого события, которое происходит, когда старец, праведный Симеон, принял на руки Бога-младенца Иисуса Христа, в чём важность этого праздника для всех нас?

Важность в том, что в этот момент встретились Ветхий и Новый Завет. Ветхий Завет в лице святого праведного Симеона, старца, священника, а в лице Младенца Иисуса Христа уже Новый Завет — новый союз с Богом, который Господь предлагает людям, своим любимым творениям, чтобы они пребывали в Нём. Ветхий закон был охранительным, то есть он был административно-критическим для того, чтобы оградить избранный народ от демонического, языческого влияния, от идолопоклонства, отвращающего от истинного Бога. И если ветхозаветный человек соблюдал все предписания этого закона, который принял Моисей на святой горе Синай от самого Господа Саваофа, то он действительно охранял в своей жизни, в своём семействе, в своём народе веру в истинного Бога — почитанием этого Бога, строгим выполнением всех Его предписаний и тем самым не подвергался никакому осуждению, то есть считался праведным человеком.

Но на практике оказалось так, что внешнее исполнение закона не охраняло душу от повреждений. И на примере фарисея-книжника мы видим, что самые ревностные исполнители закона Божьего, установленного Самим Богом через Моисея, зачастую становились нарушителями духовного закона. То есть закона о любви к Богу, почитания Бога именно существом своим, душой своей, а не чисто внешним исполнением заповедей. В перечислении, например, заповедей Божиих не было такого указания, что нельзя завидовать. А у книжников и фарисеев страшная зависть была в душе. Но они даже и не задумывались над тем, что согрешают, потому что все внешние предписания выполняли. Одно — к Богу. А к людям — зависть, пренебрежение, раздражительность, лживость, тем самым внешне они уподоблялись, как Сам Господь Иисус Христос сказал, украшенным гробам, которые снаружи очень красиво убраны, а внутри полны всяких костей и нечистоты.

Когда Господь представил людям Новый Завет, то очень многие его не поняли, не приняли. Хотя Новый Завет основывался на Ветхом Завете, всё на той же любви к Богу и любви к ближнему; но, когда Господь Иисус Христос говорил, что «заповедь новую даю вам, да любите друг друга», они это не понимали. Вот когда юридические пункты нужно выполнять — это ясно, а как можно любить врагов своих? Это непонятно. Как можно, когда тебя обижают, бьют — подставить вторую щёку? Как же можно не мстить, когда тебя оскорбляют и так далее. Очень много стало непонятным.

Действительно, Новый Завет получился непонятным для очень многих людей. Но, тем не менее, появились последователи Иисуса Христа, которые приняли всем сердцем, всей душой Новый Завет и все Его заповеди. Он стал для них понятным и духовно близким. И таких людей мы знаем в нашей Церкви множество: святые угодники Божии, те, которые своей жизнью показали возможность и важность выполнения этого духовного завета. У нас в жизни во многом не получается исполнение заповедей Нового Завета, в нас живёт ветхий человек, и нам понятны указания церкви: когда пост, когда нет поста, когда сплошная седмица, когда богослужение и так далее. Но если только это выполнять, то это не означает, что ты любишь Бога. Потому что внешне можно быть очень благочестивым человеком, и все будут думать, какой ты святой. А что у тебя внутри? А внутри всё то же самое, чем живет весь мир, который лежит во зле. «От избытка сердца глаголят уста» (Лк. 6, 45). А что у тебя в сердце? А в сердце — и злоба, и зависть, и раздражение, и осуждение постоянное, и забвение Бога. Нет понятия личности Бога.

То есть Он не принимает личного участия в моей жизни. Он находится где-то далеко, высоко… А я живу здесь со своими проблемами, и общения с Богом зачастую не получается. Как-то трудно идёт молитва, невозможно заставить себя встать на молитву и выполнить правило. Потому что воспринимаешь это как будто нужно выполнить правило, то есть выполнить пункт закона. Нужно же утренние и вечерние молитвы читать, и мы стараемся их читать… Потому что нет желания пообщаться лично с Богом, и получается как бы выполнение неких обязанностей. И порой мы так вычитываем молитвы, что даже не знаем, о чём мы говорим, с Кем мы говорим, для чего читал я третью молитву, а может пятую? Это происходит потому что не думаешь о том, что Сам Господь, лично, в данный момент слушает тебя. Поэтому получается такая мёртвая молитва: нет желания общаться с Богом, стремления лично побеседовать с Ним.

Потом у нас всевозможные согрешения, очень привычные. Весь мир живёт так, невозможно жить по-другому, нереально. И убеждены в том, что святые — это богословы и постники, люди очень необыкновенные, что они в других условиях жили — в пустынях и монастырях, в кельях и пещерах. Вот они могли духовно жить, выполнять заповеди Божии. А я живу в миру, среди всех, у меня нет возможности для духовной жизни. И тем самым успокаиваем себя, что ничего страшного нет, Бог простит, вот пойду, покаюсь, и вроде всё нормально. А в сердце-то полно всякой нечистоты. Ведь оно же этим и живёт. Всё, что мы видим, всё, что мы слышим, всё, что говорим, каждое слово — всё Богу известно, даже каждая мысль ясна перед Богом.

А мы сами от себя скрываем свои помыслы, как бы не обращаем на них внимания, потому что считаем, что всё это не наше, а вроде как наваждение, как-то само приходит, а на самом деле это не моё. Да нет, это всё наше получается, наше существо. Всё, что впитываешь в себя, как губка, вот то и составляет твою сущность, твою личность, твоё «Я», мировоззрение, мироощущение. А чем ты его заполняешь? Словом Божиим? Да нет. У нас такой поток информации сейчас идёт, что в прежние времена люди и не слыхивали о таком количестве совершенно ненужной, а порой совершенно бесовской, вредной, гнусной, жуткой информации, которую мы совершенно спокойно поглощаем в страшном количестве — в килобайтах и мегабайтах — и считаем, что это нормально. Так откуда же возьмётся светлое, чистое, богоподобное, если мы свои уши заполняем, просто сознательно, всякой нечистотой. Как часто мы читаем Священное Писание? А как часто размышляем над тем, что говорит нам Господь? И вообще осознаём, что это СВЯЩЕННОЕ ПИСАНИЕ?..

Чтобы выгнать из своего сердца эту бездну нечистоты, чтобы действительно естественным для нас был закон — Новый Завет Божий, необходима любовь к Богу. Преподобный Силуан Афонский, когда в разговоре осуждался неправильный поступок кого-то из братии, сказал, что «я в жизни никого не осуждал, и не могу это сделать». То есть для него было неестественным кого-то осудить, потому что он проникся духом любви к ближнему. А для нас осуждение, наоборот, естественное состояние. В разговоре с преподобным Силуаном один из братии, старец уважаемый, говорил о том, что когда он за виноградом ухаживает, так бывает увлечён работой, так восхищён видом виноградной лозы, чудесно и премудро сотворённой Богом, что молитва как-то забывается. А преподобный Силуан отвечал, что у него так никогда не бывает. Ни при каких обстоятельствах жизни не оставлял он молитвы, не было у него состояния без Бога в его жизни.

А у нас явный показатель отсутствия Бога в нашей жизни — уныние. Уныние — это совершенно чёткий ориентир того, что в нашей жизни Бога нет. Человек унывает, потому что всё не так: и это не по-моему, и дети не те, и родственники… А как же Господь Бог, Его что же, нет? Так ты вспомни о Нём, ты возжелай, чтобы в твоей душе произошла встреча — твоя личная со Спасителем Иисусом Христом, и тогда получится, что в твоей жизни всё можно исправить и унынию места нет. А есть место борьбе, постоянной борьбе с грехом, постоянному стремлению двигаться на встречу с Богом. Тогда тебе захочется противостоять всему ветхому в твоей душе. Всему формальному, что мы так привычно выполняем и считаем, что именно в этом формальном выполнении каких-то уставных указаний и заключается наше угождение Богу. Нет.

Сделай так, проникнись, чтобы всё благовестие Нового Завета стало твоей сущностью, стало естественным образом твоей жизни. Не какие-либо подвиги, чтобы всё время что-то ломать в себе, а вот так просто, открой свою душу, проникнись, чтобы Сам Господь, который есть Любовь, действовал через тебя. Чтобы твои руки, ноги, уста, глаза, язык — всё это было подвластно Богу. Чтобы Он управлял всем твоим существом. Тогда действительно Новый Завет будет нашей потребностью, нашей сущностью, и мы будем считаться учениками Христовыми.

Да благословит нас всех Господь, чтобы в нашей душе произошло сретение нашего ветхого человека с Новым Заветом, который есть Спаситель Господь Иисус Христос. Аминь.

2005 год