Поездка в Бутово

После Воскресной Литургии 13 декабря 2015 года, накануне дня памяти священномученика Владимира Лубянского (Проферансова), состоялась традиционная паломническая поездка прихожан храма великомученика Георгия Победоносца в Старых Лучниках, что на Лубянке, на Бутовский полигон – на место мученического подвига святого.

Перед молебном сщмч. Владимиру настоятель протоиерей Алексей Казанчев произнёс проповедь о подвигах мучеников первых веков Христианства, и о значении страданий новомучеников XX века. Молебное пение было единодушным и вдохновенным. Затем была пропета «Вечная память» всем, кто был замучен и расстрелян на полигоне НКВД в Бутово. После этого паломническая группа посетила величественный собор Новомучеников и Исповедников Церкви Русской, чтобы помолиться и поклониться святыням великолепного храма. Все паломники приобрели иконки «Собора Новомучеников Бутовских», где есть изображение и сщмч. Владимира Лубянского.

Такие ежегодные автобусные поездки из храма на Лубянке на Бутовский полигон стали традиционными для Георгиевского прихода после того, как в августе 2000 года на Юбилейном Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви протоиерей Владимир Проферансов, последний настоятель храма великомученика Георгия Победоносца в Старых Лучниках, что на Лубянке, канонизирован для общецерковного почитания и причислен к лику святых Новомучеников и Исповедников Церкви Русской.

Владимир Александрович Проферансов (16.07.1874 – 15.12.1937). Из семьи псаломщика. В 1897 г. окончил Московскую семинарию, работал учителем. В 1902 г. определён псаломщиком к московской церкви великомученика Георгия Победоносца в Старых Лучниках. С 1905 г. состоял действительным членом Московского общества народных чтений и библиотек, в 1907 г. за усердные труды на поприще народного просвещения получил благодарственную грамоту от Святейшего Синода. В 1909 г. награждён серебряными медалями на Александровской и Владимирской лентах в память 25-летия церковноприходских школ; а в 1914 г. награждён золотой медалью на Аннинской ленте. С 1915 г. исполнял обязанности старосты храма великомученика Георгия, в 1916 г. рукоположен во диакона к этому храму.

С 1918 г. диакон Владимир состоял сотрудником Московского Епархиального совета, 8 июня 1920 г. зачислен делопроизводителем в Епархиальный совет. 25 июня 1920 г. рукоположен в сан священника к Георгиевской церкви, впоследствии возведён в сан протоиерея. С 1 августа 1923 по 1925 г. исполнял обязанности секретаря при Патриархе Московском и всея России свтятителе Тихоне, после 1927 г. работал в канцелярии Временного Патриаршего Синода при Заместителе Патриаршего Местоблюстителя митрополите Сергии (Страгородском). В 1924 г. награждён наперсным крестом за труды по канцелярии церковного управления. Позднее он был награждён правом ношения митры.

Ответственный пост, который занимал отец Владимир, хорошо знавший как Патриарха Тихона, так и митрополита Сергия, а также близкое расположение храма, где служил о. Владимир, к зданию ОГПУ на Лубянке, натолкнули работников ОГПУ на решение привлечь священника к сотрудничеству. 9 января 1932 г. отца Владимира заставляли дать согласие на сотрудничество с ОГПУ, но он решительно отказался.

8 феврале он был арестован, заключён в Бутырскую тюрьму в Москве, обвинён в «антисоветской агитации и группировке вокруг себя антисоветского элемента». Виновным себя не признал. 14 марта 1932 г. особое совещание при Коллегии ОГПУ приговорило о. Владимира к 3 годам ссылки в Семипалатинск. В 1935 г. по окончании срока ссылки он поселился в г. Можайске. Власти вновь предложили священнику стать осведомителем, обещая дать хороший приход, но о. Владимир отказался. Ему не было позволено служить в городе, и он совершал богослужения по воскресеньям в загородной Ильинской церкви. Свой дом в Москве, где жила жена, посещал тайно.

5 декабря 1937 г. протоиерей Владимир был арестован, заключён в тюрьму в Можайске, обвинён в том, что, «имея крепкие связи со священниками, возвратившимися из ссылки, проживающими в городе Можайске, и с другим контрреволюционным элементом, проживающим вне города Можайска, будучи враждебно настроен против советской власти, среди окружающего населения проводил скрытую контрреволюционную деятельность». Отец Владимир виновным себя не признал, на допросах никого не оговорил (оберегая от возможных преследований жену и родных, в анкетах писал о себе, что не имеет семьи). Расстрелян по приговору тройки УНКВД СССР по Московской области 15 декабря 1937 г. на Бутовском полигоне.