Рубрики
Приходские вести

Великий канон

Приглашаем вас на соборную молитву Великого повечерия Понедельника, Вторника, Среды и Четверга первой седмицы Великого поста. В эти особо строгие дни поется и читается по частям Великий покаянный, или как его еще называют, умилительный канон. Его история насчитывает почти 1200 лет, а воспринимается он верующими также, как и тогда, когда был написан преподобным Андреем Критским.

Интересно, что преподобный Андрей до семи лет не проронил ни слова и его считали немым. Лишь после причастия Святых Христовых Тайн по достижении семилетнего возраста он стал говорить. После такого чуда родители посвятили отрока Богу и в 14 лет в Иерусалиме он поступил на служение в монастырь Братства Гроба Господня.

После пострижения в монахи отличавшийся добродетельной жизнью и разумностью юноша был назначен секретарем Иерусалимской патриархии. Преподобный был настолько кроток и благочестив, что его целомудренной жизни дивился сам иерусалимский патриарх. Святой Андрей был участником Шестого Вселенского Собора, 20 лет прослужил в дьяконском чине, возглавлял Дом для сирот при церкви Святой Софии в Константинополе, после чего был рукоположен во епископа о. Крит, а позднее стал его архиепископом.

Для своей паствы преподобный Андрей был неутомимым проповедником и молитвенником, любящим отцом.
Почему же Святая Церковь в первые дни Великого поста предлагает нам именно эти песнопения, составленные преподобным Андреем? Ведь его духовные творения превосходят по количеству мелодий-напевов даже произведения великого песнописца святого Иоанна Дамаскина.

В Великом каноне мы имеем возможность созерцать события, известные нам из Ветхого и Нового Завета, но в духовном свете. В тропарях канона персонажи священной истории то предстают перед нами высокими образцами святой жизни, то, примерами своего глубокого падения и раскаянья, побуждают нас к строгому трезвению. Ум человека, слушающего Великий канон, видит в нем высокие духовные истины из жизни ветхозаветных патриархов, судей, царей и пророков, научается в евангельских притчах, а сердце, жаждущее спасения, то поражается глубокой скорбью о грехах, то восторгается стойким упованием на Бога, всегда готового принять любого раскаявшегося грешника.

Перед нами словно перелистываются страницы всей человеческой истории. Чем ближе человек к Богу — тем больше видит свои грехи. Тем больше чувствует ответственность за последствия своего выбора: быть с Богом или не быть с Ним. Покаянные строки канона святого Андрея зовут нас проснуться от греховного сна и, уповая на милость Божию, исправить свою жизнь: «Согрешил больше всех человек, един согрешил Тебе, Господи, но смилуйся и будь милосерд ко мне, ибо Ты Благоутробен»!