Рубрики
Приходские вести

Священномученик Митрофан Астраханский

Сегодня, в день празднования Владимирской иконы Божией Матери, Церковь вспоминает и подвиг сщмч. Митрофана Астраханского. Этот святой является предком нашего настоятеля, протоиерея Алексея Казанчева.

Информация далее о святом взята из Википедии.

Архиепископ Митрофа́н (в миру Дми́трий Ива́нович Краснопо́льский, 22 октября 1869, слобода Алексеевка, Бирюченский уезд, Воронежская губерния — 23 июня (6 июля) 1919, Астрахань) — епископ Православной Российской Церкви, архиепископ Астраханский и Царёвский.

Прославлен в лике святых Русской православной церковью в 2001 году.

Биография

Родился 22 октября 1869 года в бедной семье — отец его был каменщиком, а мать дочерью сельского причётника. Был лучшим учеником в сельской школе. Благодаря ходатайству сельского учителя, его определили в Бирюченское духовное училище, где он содержался на средства этого же благодетеля.

В 1884 году окончил Бирюченское духовное училище, после чего поступил в Воронежскую духовную семинарию, которую окончил в 1890 году.
В 1890 году женился и был рукоположён в сан диакона.
В 1893 году умерла его супруга, после чего он избрал монашеский путь и поступил в духовную академию.
В 1896 году принял монашество, рукоположён в иеродиакона, с 15 июня 1897 года — иеромонах.
В 1898 году окончил Киевскую духовную академию со степенью кандидата богословия.
С 1898 года — инспектор Иркутской духовной семинарии.
С 1902 года — архимандрит, ректор Могилёвской духовной семинарии.
Епископ Гомельский

11 февраля 1907 года в Свято-Троицком соборе Александро-Невской Лавры хиротонисан во епископа Гомельского, викария Могилёвской епархии. Хиротонию совершали: митрополит Санкт-Петербургский Антоний (Вадковский), митрополит Московский Владимир (Богоявленский), митрополит Киевский Флавиан (Городецкий) и др. иерархи.

В 1907—1912 годах — член III Государственной думы от Могилёвской губернии, был председателем противоалкогольной комиссии, членом комиссий: переселенческой, церковной, по народному образованию. Член фракции правых, выступал с речами в защиту интересов православной церкви, в том числе её роли как первенствующей конфессии.

В 1908 году стал одним из членов-учредителей Русского окраинного общества.

Епископ Минский и Туровский

С 3 ноября 1912 года — епископ Минский и Туровский.

Духовенство города Минска называло его «стойким борцом за православное дело».

Во время Первой мировой войны часто ездил на фронт для поддержания морального духа солдат, неоднократно попадал под обстрел. Развернул широкую благотворительную деятельность по оказанию помощи мирным жителям, оставшимся без крова из мест, захваченных противником, а также по организации епархиальных лазаретов для раненых бойцов. За эту деятельность в 1916 году был награждён орденом Святого Александра Невского.

Епископ Астраханский и Царёвский

С 11 июля 1916 года — епископ Астраханский и Царёвский.

Проявил себя энергичным архипастырем, организовал епархиальный лазарет, школу для детей беженцев. Кирилло-Мефодиевскому братству было поручено заботиться о материальном обеспечении бедствующих семей, у которых их кормильцы были призваны в действующую армию.

Боролся против сектантства, в январе 1917 года основал курсы для обучения миссионерскому делу в Астрахани и в селе Пришиб Царевского уезда. За очень короткий срок ему удалось объехать Астраханскую епархию и посетить даже те приходы, в которых до него не бывал ни один из астраханских владык.

Весной 1917 года либеральная часть духовенства пыталась отстранить владыку от управления епархией. Однако астраханский епархиальный съезд выразил, по существу, полное доверие архиерею и дал ему возможность спокойно продолжать свою архипастырскую деятельность.

Деятельность на Поместном соборе

Принял активное участие во Всероссийском Поместном соборе 1917—1918 годов. Ещё до его начала собирал, кропотливо исследуя и сопоставляя, исторические и канонические свидетельства об институте патриаршества, которые потом легли в основу его доклада Собору о восстановлении Патриаршества.

Был избран председателем соборного Отдела высшего церковного управления. 11 октября 1917 года выступил на Соборе с докладом, в котором обосновывал необходимость восстановления института Патриаршества:

«…Учреждением патриаршества достигалась полнота церковного устройства, и полнота государственного управления. Упразднение патриаршества Петром I являлось антиканоническим деянием, Русская Церковь стала безглавна, акефальна. Синод оказался учреждением, чуждым России, лишенным твердой почвы у нас. Мысль о патриаршестве продолжала теплиться в сознании русских людей как «золотая мечта». Нам нужен Патриарх как духовный вождь и руководитель, который вдохновлял бы сердце русского народа, призывал бы к исправлению жизни и к подвигу и сам первый шел бы впереди.»

Доклад владыки Митрофана сыграл значительную роль в том, что 28 октября 1917 года Собор вынес решение о восстановлении Патриаршества.

По его инициативе Поместный собор канонизировал священномученика Иосифа, митрополита Астраханского, убитого разинцами в 1671 году, сделал доклад Собору по этому вопросу. Собор выпустил особое деяние, которое позже было оглашено во всех храмах города Астрахани. Прославление состоялось в Астрахани в мае 1919, незадолго до ареста владыки.

В апреле 1918 года возведён в сан архиепископа.

Последний год в Астрахани

По инициативе епископа Митрофана в Астрахани 18 февраля был проведён крестный ход по всему центру города. В бывшем губернском саду он отслужил литию на братской могиле погибших во время недавних боёв красноармейцев. Этим архипастырь показал, что церковь с одинаковой скорбью относится ко всем жертвам гражданской войны, независимо от того, к какому они принадлежали лагерю — красных или белых. По словам очевидца: «Это было торжество веры, торжество Православия, которого так боялись творцы новых идей».

В 1918—1919 годах продолжился конфликт владыки с либеральной частью клира и паствы, лидером которой стал викарный епископ Леонтий (фон Вимпфен), почитавшегося верующими за его праведную жизнь и подвижничество.

Владыка Митрофан выступал против всякого сотрудничества с советскими организациями и, в связи с этим, против создания в епархии «Духовного Союза православных христиан», который должен был получить официальную регистрацию: «Лучше, — говорил он, — лишиться храмов и совершать богослужение под открытым небом, чем жертвовать христианскою свободой и христианскою истиною, добиваясь регистрации союза в комиссариатах». Конфликт обострялся, и в результате владыка Леонтий был уволен с должности викария Патриархом Тихоном и Архиерейским собором.

25 марта (7 апреля) 1919 года, в день праздника Благовещения, владыка служил в Благовещенском монастыре, где во время проповеди коснулся «погибших в результате ненужных и бесполезных действий гражданских властей». После литургии им была отслужена панихида по невинноубиенным. После этого клирики епархии, понимая, что владыке угрожает опасность, стали уговаривать его немедленно покинуть Астрахань.

На это архиепископ ответил:
«Вы предлагаете мне побег, и это в то самое время, когда у нас на глазах расстреливают невинных наших братьев. Нет, я никуда не уеду от своей паствы; на моей груди Крест Спасителя, и он будет мне укором в моем малодушии. Хочу спросить и вас: почему вы не бежите? Значит, вы дорожите свой честью больше, чем я должен дорожить своим апостольским саном? Знайте, я совершенно чист и ни в чем не виноват перед своей Родиной и народом».

Арест и мученическая кончина

В ночь на 26 мая (8 июня) 1919 года был арестован чекистами (тогда же арестовали и епископа Леонтия) по приказу С. М. Кирова. Архиереи были обвинены в заговоре против советской власти. Верующие астраханцы пытались добиться их освобождения, но получили отказ от начальника ЧК Атарбекова. Архиепископ Митрофан на всех допросах держался очень уверенно, не поддаваясь ни на какие угрозы и уговоры дать против себя и других привлечённых лиц обвинительные показания. Был приговорён к расстрелу.

Когда архиепископа вывели на расстрел, он благословил расстрельную команду. После этого солдаты отказались в него стрелять. Владыку расстреляли чекисты, причём один из них вырвал ему клок бороды.

Очевидцы рассказывали, что перед самой кончиной архиепископ Митрофан смог увидеться и помириться со своим викарием — епископом Леонтием, который был расстрелян вслед за ним.

Почитание и канонизация

В Астраханской епархии существовало почитание погибших. Верующие молились у предполагаемой могилы архиереев в Покрово-Болдинском монастыре.

В 1981 году решением Архиерейского Собора Русской православной церкви заграницей канонизирован в лике священномученика со включением Собор новомучеников и исповедников Российских с установлением памяти 23 июня ст.ст.

26-27 декабря 2001 года в Москве состоялось заседание Священного синода Русской Православной Церкви, на котором было решено включить в Собор новомучеников и исповедников Российских XX века священномученика Митрофана (Краснопольского). 14 апреля 2002 года в Покровском кафедральном соборе Астрахани состоялось его торжественное прославление.

Вопрос о судьбе мощей

После расстрела архиепископа Митрофана и епископа Леонтия верующим удалось забрать тела убитых архиереев и совершить погребение. На месте захоронения был поставлен кирпичный памятник, который в 1930 году был разрушен из-за паломничеств верующих.

Место погребения известно достаточно точно:
Сейчас это место находится на территории городской туберкулёзной больницы № 1 (использующей сохранившиеся здания Покрово-Болдинского монастыря), внутри её ограды (уже современной постройки). Место это представляет собой пустырь без всяких построек. Если возникнет необходимость поиска останков архиепископа Митрофана, то можно полагаться на такие ориентиры: возможно сохранившиеся останки фундамента памятника, бывшего на могиле; закопанные вскоре после захоронения архиереев на полуметровую глубину бутылки с вложенными в них записками, рассказывающих об обстоятельствах гибели архиереев. И, наконец, к наперсному кресту, одетому на архиепископа Митрофана о. Дмитрием Стефановским, к цепи была прикреплена железная коробочка с подобной же записью.

Однако в наше время игумен Иосиф (Марьян) предпринял ряд раскопок на территории бывшего Покрово-Болдинского монастыря, и теперь можно считать доказанным, что могилы архиереев на этой территории нет.

После войны прошёл слух о перезахоронении архиепископа Митрофана и епископа Леонтия на городское кладбище, где верующие поставили деревянный крест. Местные власти регулярно его уничтожали, но он вновь появлялся на этом месте.

Характеристика личности

На первый взгляд, Преосвященный был суров и даже строг, но его суровая строгость была только внешней и осталась на лице в связи с тяжелыми переживаниями детства. На самом деле владыка был ласков, прост и гостеприимен. Он имел очень доброе сердце, готовое откликнуться на любую беду.

Имел он также природную память и, главное — доступность, не делавшую различия между чинами и положениями. Владыка не гнушался никакими просителями, особенно из числа духовенства. Будь он самым последним псаломщиком из захолустного селения, владыка терпеливо выслушивал его. Владыка мог дать нуждающимся мудрое наставление и старался помочь материально.

Известно, что владыка часто посылал деньги в бедные семьи, а также содержал на свои средства учеников семинарии из бедных семей, не имеющих возможности платить за их обучение.

Владыка много молился, вставал очень рано и каждый день был за литургией в Крестовой церкви. Эта нелицемерная, чистая, искренняя вера притягивала к нему людей не меньше, чем его доброта и благотворительность. Он твердо верил в святость и незыблемость Церкви и её канонов.

Подробную биографию можно почитать здесь, в разделе «Статьи».